Тест-драйв Toyota Prius: инновационный рекордсмен

Достаточно неожиданно для многих в феврале нынешнего года российские дилеры компании Toyota начали приём заказов на автомобиль Prius четвёртого поколения. На этот смелый шаг японцы пошли в то время, когда многие производители сокращают модельный ряд на российском рынке или вовсе уходят с него.

Toyota Prius в России доступен в единственной и весьма богатой комплектации — люкс. За такой автомобиль придётся выложить 2 112 000 рублей. Весьма немало даже по нынешним временам и даже для Тойоты. К примеру, Toyota Camry с 3,5-литровым двигателем V6 в комплектации люкс стоит на сто тысяч дешевле. Чем же так хорош новый «Приус», если он столько стоит? Чтобы выяснить это, мы отправились в Казань, где состоялся первый тест-драйв Prius, проведённый компанией Toyota для небольшой группы российских журналистов.

⇡#История модели
Всё началось в далёком уже 1993 году, когда давно имевшиеся планы компании Toyota по созданию инновационного автомобиля XXI века оформились в виде проекта под кодовым названием G21 (сокращение от «Global 21st Century»). Целью проекта было создание доступного пятиместного семейного автомобиля, который бы отличался высокой топливной экономичностью. Инженеры намеревались разработать автомобиль, который потреблял бы вдвое меньше топлива, чем типичный седан того времени с 1,5-литровым бензиновым двигателем. Достичь таких показателей было возможно, только используя гибридную схему, в которой к классическому ДВС добавлялся электромотор.

В начале своего пути специалисты определили для себя 80 возможных гибридных конфигураций, постепенно сузив круг до 20 вариантов. После цикла симуляций было решено ограничиться четырьмя перспективными схемами. После оценки затрат на разработку каждого из этих вариантов японцы остановились на схеме, при которой ДВС и электромотор могли работать как параллельно, так и последовательно и при этом были подключены к ведущей паре колёс.

Предварительные работы и испытания заняли около года, и уже в 1994 году началось создание первого концептуального автомобиля, который осенью 95-го был показан на Токийском автосалоне. Но перед этим случилось важное событие: руководство концерна приняло решение пустить концепт в серию, а гибридная схема была утверждена в качестве основы для будущего серийного автомобиля.

Концепт Toyota Prius на Tokyo Motor Show
Концепт Toyota Prius на Tokyo Motor Show
В 1996 году для ускорения разработки гибридных систем были объединены отделы, отвечающие за подготовку систем управления, электропривод и другие компоненты, а также была создана специальная межфункциональная внутренняя структура. В январе 1997-го на её основе было сформировано подразделение по разработке гибридных и электрических транспортных средств. В марте 1997 года работы над гибридной системой были завершены, и японцы официально представили Toyota Hybrid System (THS). Система включала электрический двигатель и генератор, соединённые с устройством разделения мощности, в результате чего была создана своеобразная комбинация последовательной и параллельной гибридной схем. Автомобиль был готов к запуску в продажу в конце 1997 года. Основные компоненты THS, электродвигателя и инвертора были изготовлены собственными силами, а производство никель-металлгидридной аккумуляторной батареи, которая исползовалась в качестве вторичной батареи, было поручено Panasonic EV Energy — это созданное TMC и Matsushita Electric Industrial в декабре 1996 г. совместное предприятие.

Toyota Prius первого поколения (XW10)
Toyota Prius первого поколения (XW10)
Проект создания Prius первого поколения был беспрецедентным в том плане, что, взяв за основу практически неизвестную и недоказанную технологию, компания смогла его завершить и довести до массового производства всего за два года с официального старта разработки. Это и для разработки обычного автомобиля весьма небольшой срок, что уж говорить о запуске первого в мире массового гибридного автомобиля.

Производство первого «Приуса» продолжалось до 2003 года, в 2000-х модель начала официально продаваться в США и Европе. Всего в мире было продано около 120 тыс. таких автомобилей, подавляющая часть была реализована в Японии. В апреле 2003 года в Нью-Йорке состоялась премьера Prius второго поколения. Из седана он превратился в среднеразмерный лифтбэк, по размеру заняв место между «Короллой» и «Камри». Автомобиль стал больше на 15 см, но потреблял меньше топлива, чем предшественник. Во многом это было заслугой низкого аэродинамического сопротивления, коэффициент Cx у автомобиля был всего 0,26.

Toyota Prius первого поколения (XW20)
Toyota Prius второго поколения (XW20)
Prius второго поколения стал намного успешнее пионера, разойдясь тиражом почти в 1 млн 200 тысяч автомобилей. Его до сих пор можно встретить на дорогах, в том числе и российских. В январе 2009 года дебютировал Prius третьего поколения. Внешне автомобиль не очень сильно отличался от предшественника, сохранив его форму кузова.

Toyota Prius первого поколения (XW30)
Toyota Prius третьего поколения (XW30)
Prius XW30 получил двигатель объёмом 1,8 литра (предшественники имели 1,5-л мотор), а общая мощность достигла 134 л. с. Автомобиль присутствовал на рынке до 2015 г., объём продаж составил около 2 млн шт.

⇡#Toyota Prius четвёртого поколения
Мировая премьера новинки состоялась в сентябре 2015 г. в Лас-Вегасе, а уже в декабре начались продажи машины в Японии. Toyota Prius четвёртого поколения — первый автомобиль, построенный на новой глобальной архитектуре TNGA (Toyota New Global Architecture). В рамках этой архитектуры каждая платформа создаётся из набора готовых технологических решений, что максимально эффективно с точки зрения размещения компонентов и вариантов настройки под специфику конкретной модели. Как утверждает Toyota, возможности TNGA позволяют добиться улучшения всех ключевых характеристик автомобиля — прочности кузова, снижения центра тяжести, уменьшения общей высоты автомобиля и высоты капота, увеличения полезного объёма салона и багажника, уменьшения клиренса и высоты расположения водительского кресла относительно дороги. И это не просто слова: например, у нового «Приуса» линия капота и высота спойлера стали ниже на 55 мм, нижняя точка передних сидений опустилась на ту же величину. В результате автомобиль стал ниже на 20 мм, а места над головой передних пассажиров стало больше — на 25 мм. Объём багажного отделения заметно увеличился — на 57 литров.

Новый кузов обеспечивает Prius на 60 % большую жёсткость на кручение и на 50 кг меньшую массу. Этого удалось достичь благодаря широкому использованию высокопрочных и особо высокопрочных сплавов, а также усилению нижней зоны центральных стоек крыши и мест соединения структурных элементов кузова. На снижение снаряжённой массы повлияло и применение алюминиевых капота, рамки пятой двери и более лёгких элементов гибридного силового агрегата. Очевидно, что более жёсткий кузов и сниженный центр тяжести положительно сказывается на управляемости автомобиля. Стоит отметить и низкий коэффициент аэродинамического сопротивления: Cx=0,24.

По сравнению с предшественником, выпущенным в далёком 2009 году, новый Prius стал гораздо технологичнее. Новая гибридная силовая установка Prius четвёртого поколения отличается рекордными показателями экологичности и экономичности: заявленный расход топлива в смешанном режиме составляет лишь 3 л на 100 км пути. В основе гибридной силовой установки лежит бензиновый двигатель объёмом 1,8 литра, развивающий максимальную мощность 98 л.с. Благодаря использованию системы рециркуляции отработанных газов, а также новых методов терморегуляции и уменьшения потерь на трении, двигатель Prius может похвастать самым высоким среди всех серийных бензиновых ДВС в мире уровнем термодинамической эффективности — 40 %!

Мощность электромотора составляет 53 кВт, крутящий момент — 163 Н·м. Суммарная мощность гибридной силовой установки по сравнению с предшественником стала меньше: 122 л. с. против 134 л. с., однако время разгона до 100 км/ч почти не изменилось — 10,6 с. Блок управления мощностью стал на треть компактнее, а потери снижены на 20 %. Инвертер также потерял в размерах около 30 %. Новая никель-металлгидридная батарея стала легче на 1 кг, на 10 % компактнее, при этом она быстрее заряжается и лучше сохраняет заряд. Более скромные размеры блока аккумуляторов позволили разместить его под задним сиденьем. При этом пол багажного отделения удалось сделать ниже на 11 см, что способствовало как оптимальной развесовке, так и увеличению объёма багажника.

⇡#Экстерьер
Автомобили Prius никогда не были эталоном красоты — всё-таки их внешний облик всегда был заложником выбранной концепции: минимальное лобовое сопротивление, максимальная экономия топлива и разумное использование каждого литра свободного пространства. Тем не менее каждый следующий «Приус» был симпатичнее предыдущего, и четвёртое поколение — не исключение. Да, образцом стиля Prius по-прежнему не выглядит, но его дизайн получился футуристичным, даже несколько авангардным — на дороге он привлекает взгляды.

Передняя часть автомобиля имеет достаточно сложную форму. Центральным элементом дизайна являются фары, заметно оживляющие облик. Как можно заметить, основным геометрическим элементом дизайна нового Prius является треугольник, который рефреном повторяется в форме различных элементов навесного оборудования, включая внутреннее строение фары головного света, росчерк габаритного огня и задние фонари.

Силуэт автомобиля остался узнаваемым, напоминая своих предшественников, хотя новый Prius стал ниже и шире, что добавило облику немного стремительности. При взгляде сбоку в глаза бросаются небольшие колёса с высоким профилем.

Сзади автомобиль выглядит особенно необычно. Очевидно, что такая форма продиктована соображениями аэродинамики и заботой об объёме багажника, но получилось довольно неплохо. Огромные задние фонари в форме бумеранга простираются почти до низа бампера автомобиля.

⇡#Интерьер
Prius в России доступен как со светлым, так и с тёмным салоном. Белая отделка смотрится богаче, а чёрный цвет отделки понравится практичным людям.

Впрочем, даже в варианте с тёмным салоном отдельные элементы выполнены из пластика белого цвета: это накладка в районе рычага КПП и спицы рулевого колеса. Как и в предыдущих «Приусах», панель приборов находится не позади руля, а по центру.

Все показания приборов выводятся на пару цветных дисплеев с диагональю 4,2 дюйма каждый. Экраны радуют высоким разрешением и симпатичной графикой.

Мультимедийная система здесь практически такая же, как на Toyota Corolla. Отличия заключаются разве что в возможности вывода информации о работе гибридной силовой установки и наличии навигационной системы.

Блок управления работой климатической установкой также перекочевал из «Короллы». Чуть ниже расположен маленький джойстик КПП, окружённый накладкой из белого пластика. Здесь же расположены клавиши выбора режима работы гибридной силовой установки.

Есть в Prius и проекционный дисплей, на который выводятся показания спидометра, а также информация о текущем режиме движения и заряде батареи.

Багажник Toyota Prius имеет ёмкость в 502 литра — достаточно неплохой показатель для автомобилей данного класса.

News Reporter