Обзор Saab 9000

В 1974 году перед шведами встал вопрос о производстве собственной модели бизнес-класса. Правда, выяснилось, что ни средств, ни опыта для осуществления подобного проекта у Saab-Scania нет. На рубеже восьмидесятых шведская компания заключила с Fiat Auto соглашение о совместной разработке модели, призванной стать флагманской в производственных программах обеих сторон. Проект получил кодовое название Tipo 4.

А в мае 1984 года с конвейера сошёл первый Saab 9000. Тогда автомобиль оснащался единственным двигателем — прославившим марку двухлитровым турбомотором с четырьмя клапанами на цилиндр, заимствованным у 900 Turbo 16S. В отличие от старых Saab, двигатель на 9000-ом расположен поперечно и слегка наклонен вперед.

Начиная с 1987 года устанавливали 4-ступенчатый немецкий «автомат» ZF. Передняя подвеска Saab 9000 — McPherson с одним рычагом. Задняя подвеска — очень долговечная балка на двойных продольных рычагах и тяга Панара. В отличие от классических Saab 70-80-х годов у 9000-го стояночный тормоз фиксирует задние, а не передние колеса. После 1987 года АBS стал стандартным оснащением Saab 9000.

В январе 1988 года появился седан. Чтобы различать кузова, седаны стали называть 9000 CD (хэтчбеки носят индексы 9000i/9000 T16 и т.п.).

Дизайн модели разрабатывался в Италии, в ателье Italdesign Giugiaro. А все потому, что «девятитысячный» построен на одной платформе с FIAT Croma, Alfa Romeo 164, Lancia Thema. С итальянскими родственниками Saab сближает конструкция подвески и архитектура кузова. А дверные проемы, рамки стекол и некоторые другие детали у Fiat, Lancia и Saab одинаковые.

Седаны изначально выпускались с наклоненными фарами и решеткой радиатора, а у хэтчбеков до 1990 года «передок» стоял вертикально, позднее — как у седанов. В 1991 году (1992-м модельном) хэтчбек Saab 9000 подвергли второму, на этот раз более глубокому рестайлингу, полностью изменили пластику носовой и хвостовой части.

Обновленная версия с новыми моторами B204 и так называемой «узкой мордой» называется 9000 CS (старая версия с мотором B202 и «широкой мордой» выпускалась до 1993 года под индексом 9000 CC).

До 1993 года параллельно существовали две системы зажигания. Обычная Bosch LH-Jetronic с распределителем (трамблером) и так называемая «прямая система» (Direct Ignition) — с отдельными катушками зажигания для каждого цилиндра. В системе DI зажиганием управляет компьютер, нет высоковольтных проводов и трамблера, на головке блока цилиндров закреплен единый картридж (кассета) с катушками.

В 1994 году модернизировали и седан. Конструктивно модернизированные версии мало чем отличаются от предыдущих. Основные отличия — в дизайне: узкие фары, тонкая решетка радиатора, более покатый капот и выступающая крышка багажника.

После рестайлинга окончательно оформилась система модификаций. В зависимости от комплектаций хэтчбеки называются CS, CSE и Aero, а седаны — CD, CDE и Griffin. Заметьте, Aero — привилегия хэтчбеков. Версии Aero (9000 T16S Aero/200 л.с. до 1992 года и 9000 Aero/225 л.с. с 1993-го) отличаются от обычных бамперами без «гармошки», спойлерами по кругу, трехспицевыми литыми дисками, более жесткими пружинами, а в салоне — креслами с развитой боковой поддержкой, кожаным рулем и вставками на дверях.

Устанавливается также двигатель V6 объемом 3-литра (с 1996 года). Это технически совершенный двигатель, созданный для тех, кто способен оценить ту мягкую мощь, которую может дать только шестицилиндровый двигатель. 12 впускных клапанов получают рабочую смесь по нескольким каналам, резонирующим на разных частотах. Результатом этого является отличная тяга в широком диапазоне оборотов двигателя. 90% крутящего момента (270 Нм) достигается, начиная с 2400 об/мин. Максимальная мощность — 210 л.с.

Салон Saab очень комфортабелен. Просторный, с хорошим качеством отделки. Внутри достаточно места для пяти взрослых, которые могут путешествовать с первоклассным комфортом. Много свободного пространства для движений на всех местах и всевозможные приятные мелочи, как, например, освещаемые передние замки ремней безопасности. Большая широко открывающаяся дверь обеспечивает отличный доступ к багажному отделению, которое легко можно увеличить благодаря складывающейся спинке в соотношении 60/40. Багажник в хэтчбеке составляет 625-1600 л (после рестайлинга — 490-1400 л), а в седане — 555 л. Спинка заднего сиденья раздельно складывается только в хэтчбеках: в седанах есть лишь лючок для длинномерных грузов.

Saab 9000 — один из самых безопасных автомобилей в мире. Не только, когда речь идет о способности машины помочь водителю избежать аварии, но и ее способности снизить воздействие силы удара на пассажиров.

В 1997 году седан уступил место новейшей модели 9-5, а хэтчбек оставался в производстве вплоть до весны 1998-го (вместо обещанного 2001 года), когда был отправлен в отставку из-за «отсутствия спроса». Так, во всяком случае, звучало официальное объяснение.

News Reporter